Категории раздела

Электронная версия [128]
Печатная версия [31]

Поиск

Статистика





Пятница, 28.07.2017, 16:05
| RSS
Главная
Публикации


Главная » Файлы » Электронная версия

Галина Кичигина. Рисунки поэта Пушкина к его роману
[ Скачать с сервера (9.7Kb) ] 16.01.2010, 15:30

 
Рисунки поэта Пушкина к его роману
 
глава 1
 
 
 
Перо - его любимый и послушный инструмент,
 и тем же пером, каким он пишет,
и теми же чернилами он
чертит и свои рисунки.

 

М.В. Добужинский

При анализе произведения Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» для полноты понимания цели написания, характеров героев произведения важно использовать рисунки, появившиеся в черновых листах романа, сделанные рукою Пушкина.
Изображения, выполняемые от руки, – один из древнейших видов искусства. В XV-XVI вв. появился карандашный портрет. Все они были живым непосредственным восприятием действительности, внутренне глубокими по замыслу, смелые и свободные по манере, полные жизни, энергичные, острогротескные. «Рисовать было живейшей потребностью Александра Сергеевича Пушкина…любитель этот был гений...»,- так пишет пушкинист - исследователь Татьяна
Григорьевна Цявловская в своей книге «Рисунки Пушкина» в 1970 году.
Первое упоминание о пушкинских рисунках в пушкиноведческой лите-ратуре мы встречаем у Павла Васильевича Анненкова (1813 – 1887). Русский литературный критик, мемуарист был близок с Виссарионом Григорьевичем Белинским, Николаем Васильевичем Гоголем, Александром Ивановичем Герценом, Иваном Сергеевичем Тургеневым; лично знал Карла Маркса перепи -
 

 






сывался с ним. Он описал вид рисунков так: "Рядом со строчками для памяти и будущих соображений стоят в них начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывки из поэм и черновыми письмами к друзьям. С первого раза останавливают тут внимание сильные помарки в стихах, даже таких, которые в окончательном виде походят на живую импровизацию поэта. Прибавьте к этому еще рисунки пером, которые обыкновенно повторяют содержание пьесы, воспроизводят ее таким образом вдвойне". Здесь изложено прозой то, что сказал стихами сам Пушкин в описании альбома Онегина:

В сафьяне, по краям окован,
Замкнут серебряным замком,
Он был исписан, изрисован
Рукой Онегина кругом.
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена,
Да буквы, тайны письмена,
Отрывки, письма черновые,
И, словом, искренний журнал,
В который душу изливал
Онегин в дни младые ...33

В этом отрывке Пушкин довольно точно изобразил особенности своих рукописей. Анненков считает, что источник появления Пушкинских рисунков «…возникал не как самоцель, но в результате бокового хода той же мысли и того же душевного состояния, которые создавали пушкинский стих".
Исследователь рисунков А..С. Пушкина - русский советский искусствовед, литературовед, театровед и переводчик Абрам Маркович Эфрос (1888 - 1954гг): писал о пушкинских рисунках:
 
 
 
 
                                                                                 
Художник Мартирос Сарьян. «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса», 1944г.
 
 
 

«Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях». . Большое значение придаётся лицейскому преподаванию рисунка русским художником Добужинским Мстиславом Валериановичем. Автор пишет: «Лицеисты рисовали не только с антиков, но и копировали с гравюр, иллюстраций, народных картинок…. Что эти рисунки: действительность или фантазия?.. Каждый рисунок есть отражение жизни его, его героев. Рисунки его очень ценны. По ним можно разгадать его думы, сомненья, случаи из его жизни, по которым нетрудно восстановить его биографию или выяснить, что в тот момент его интересовало или беспокоило. В его рисунках целая эпоха: в них жизнь в усадьбе, светский Петербург, спокойный Кишинев, Кавказ, Крым….

Лицейские рисунки соучеников Пушкина.
 

 
 
 
Рисунков Александра Сергеевича множество – несколько сот портретов близких людей, знакомых, друзей, государственных и исторических деятелей, литераторов, автопортретов, иллюстраций к собственным произведениям; есть пейзажные зарисовки, наброски птиц, лошадей, деревьев…. Зато «Евгений Онегин» с его лирическими отступлениями, раздумьями о себе, свободно уводящими поэта от плавного течения романа, давал простор Пушкину-графику. Рукописи «Онегина» покрыты рисунками, и больше даже сторонними роману, нежели связанными с ним.
В 1837 году в 5-ом томе журнала «Современник» напечатан первый рисунок Александра Сергеевича Пушкина, который поэт нарисовал в 1818 году. Он хотел означить титульный лист своего первого издания «Стихотворения Александра Пушкина».. Предполагают, что «на листе бумаги этот рисунок был у лицеиста 23 курса Ольхина в «Тетради А. Всеволожского» (А.М. Эфрос). 1817-1818 год. Царское Село или Петербург «…отмечен первым настоящим, по-пушкински сделанным автопортретом… Он зарисовал себя в полу - фигуру и тщательно прочертил всё: и голову, и туловище, и детали костюма. Более того, он заключил своё изображение в медальон и живописным штрихом затушевал фон…» (Адам Маркович Эфрос). Александр Сергеевич Пушкин над романом «Евгений Онегин» работал более восьми лет: с 9 мая 1823 года до осени 1831 года.
 
 
 
 
 
Титульный лист к «Евгению Онегину». 1830 год.
 
 

В первой главе своего романа Александр Сергеевич пишет:

Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
  Кривые толки, шум и брань!

Новую главу нового произведения «Евгений Онегин» Пушкин начал писать, находясь в псковской деревне на положении ссыльного, и об этом было известно достаточно широкому кругу людей: в Кишинёве, затем в Одессе легли на бумагу онегинские строфы. Работал Пушкин серьёзно, и написанное ему нравилось. В письмах к брату Льву Сергеевичу поэт писал об этом, как о лучшем своём произведении. Серьёзно обдумывает Пушкин и иллюстрации к роману Он просит брата подыскать хорошего художника, и, посылая свой рисунок, изображающий Онегина и Пушкина на набережной Невы, говорит, что надо поместить «картинку для Онегина…чтоб всё в том же местоположении». Художник Львом не найден, но пушкинский рисунок сохранился. Поэт хочет рисунком подчеркнуть «щегольской, модный вид собеседников», что слегка утрировано на рисунке. Это, скорее всего для того, чтобы художник знал о том, что Онегин «очень тщательно следил за своей внешностью» (Н. Павловская).
 
 
 
 
 
 
 

В 1829 году в «Невском альманахе» печатались отдельные главы из романа.
 

Вот перешедши мост Кокушкин,
Опершись………..о гранит, 
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой!

 


Художник А.Нотбек по предложенной Пушкиным картине сделал свой рисунок. Поэт остался недоволен рисунком. Этим рисунком, где поэт и герой стоят рядом, Пушкин хотел подчеркнуть, что Онегин это не Пушкин, а что он «добрый приятель» поэта, который говорит:

 

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
 

Поэт реалистического метода изображения действительности, А.С.Пушкин «не случайно заботился, чтобы читатель не ставил знак равенства между ним и Онегиным…, а по романтической традиции, склонен был отождествлять автора с героем…» («Московский вестник» 1828). Это подтверждается строфами поэта:
 

Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.

В 1823 году у правого края листа I-й главы романа «Евгений Онегин» рядом со строфами XLV, где поэт говорит о хандре Онегина, о его чертах:
 

С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность
И резкий охлаждённый ум
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба….
 



 

 
 
 
Когда Пушкин пишет строки о герое «Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину,/ и ночь, и звёзды, и луну», то располагает в черновых бумагах автопортрет с короткой стрижкой и открытыми ушами. Таких стрижек мы не видим больше в автопортретах. А вот характер поэтом в рисунке намечен верно: мечтательность, но и утомление, готовое «к шутке, с желчью пополам». На рисунке – юноша, но в образе Поэта, многие черты которого присущи главному герою – Евгению Онегину. На титульном листе 1830 года мы видим Онегина: напряжённый взгляд, поджатые губы, человека, способного к «язвительному спору, и к шутке, с желчью пополам и злости мрачных эпиграмм...», ведь «рано чувства в нём остыли; ему наскучил света шум» Всё это можно с полной уверенностью отнести к Веневитинову, изображённому поэтом (см. 6 стр.) Ведь, по словам современников, Веневитинов - «самый красивый поэт своего времени», умён, увлечён вопросами нахождения своего места на земле и отстаивания мысли о человеке, нужном обществу, о человеке «в дружеском кругу, среди людей, понимавших и любивших его». О Веневитинове Герцен писал: «Едва успев промолвить несколько благородных слов, он увял словно цветок, убитый леденящим дыханием Балтики". Веневитинов был арестован в заговоре декабристов, выдержал допрос, заболел и умер в 22 года, оставив после себя стихи гражданского звучания. Дмитрий Владимирович Веневитинов - поэт, критик, в доме которого Пушкин читал свою трагедию «Борис Годунов 25 сентября и 12 октября 1826 года в Москве. Отзывы на роман «Евгений Онегин» разных людей были очень разные, и поэт на статью Веневитинова о романе «Евгений Онегин» пишет: «Это единственная статья, которую я прочёл с любовью и вниманием. Всё остальное или брань или переслащённая дичь». Т.Г. Цявловская делает вывод, что это изображение не Онегина, а Веневитинова. «Поэт воскрешает черты умершего рано своего друга, рисует по памяти тонкий профиль того, кто сейчас стоит перед ним как живой». Вывод Цявловской столь же неожидан, сколь и убедителен: профиль изображает не Онегина, а Дмитрия Веневитинова - молодого поэта, которому глубоко симпатизировал Пушкин. В дни, когда "Онегин" подвергался грубой критике, прозвучал в памяти Пушкина голос Веневитинова, его умные слова о романе. И благодарный Пушкин, не избалованный мудрой критикой, уставший от "брани или переслащенной дичи", рисует на страницах черновика Д.В. Веневитинова. Октябрь - декабрь 1823 г. в Одессе - это очень важная пора в личной жизни Пушкина. Наступил кризис в личных делах и в служебном положении. В эти месяцы, с одной стороны, дело подошло к разрыву с Амалией Ризнич, и вместе с тем начиналось новое, еще более осложнявшее положение Пушкина, увлечение Е.К. Воронцовой.

Набросок на листе черновой тетради: Елизавета Воронцова, а рядом - ее супруг, М. С. Воронцов.
 
 
 
 

Рисунок А.С. Пушкина.
 

Первый портрет графини Елизаветы Воронцовой, а рядом с ним - портретный набросок ее супруга появился на листе черновика XXXIII строфы 1-й главы "Евгения Онегина". А так как Пушкин мог увидеть Воронцову не ранее ее приезда в Одессу 6 сентября, то, естественно, и это ее изображение следует датировать сентябрем.
 
 


 

Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина, который находился под командованием Воронцова в Бессарабии. С Воронцовым «карьеристом и высокомерным аристократом-англоманом»(А.С. Пушкин) ещё в Одессе осложнена жизнь поэта. Врагам поэта помог случай: «В руки правительства попало перехваченное полицией письмо, в котором Пушкин отрицал «бессмертие души» и одобрял атеизм как «систему…более всего правдоподобную». Старший Раевский в письме к царю писал: «Граф Воронцов потерял в публике жену, себя безвозвратно; все в Одессе знают всю истину». Царь, под воздействием Воронцова, сослал А.С. Пушкина в его родовое имение Михайловское.
На черновике 30-й строфы этой же главы профиль свой Пушкин расположил рядом со строчками о семействе Лариных, где мать « …любила Ричардсона не потому, чтобы прочла», а потому, что её кузина твердила ей о том, что герой Ричардсона «…был славный франт, игрок и гвардии сержант». Рисунок интересен.. Это найдено в первой рабочей масонской тетради. 1823 год. Одесса. Пушкин совершает частые прогулки к морю с Каролиной Собаньской.

Розалия –Текла Адамовна Собаньская изображена А.С. Пушкиным на черновиках II-й главы «Евгения Онегина» вместе с изображениями героини романа Татьяны, в левой части листа и автопортретом около слов, где говорится о произведениях, читаемых молодёжью XIX века.
Муж Каролины, киевский помещик Вацлав Ганский, и сама Каролина были знакомы с семьёй Раевского. Даже Александр Раевский был влюблён в Каролину Собаньскую, как и Пушкин, хотя неискренне писал Раевскому о Собаньской: «Моя страсть в значительной степени ослабела». В 1830 году, почти накануне своей свадьбы, поэт писал Каролине: «Сегодня 9-я годовщина дня, когда я вас увидел в первый раз. Этот день был решающим в моей жизни…я рождён любить вас и следовать за вами - всякая другая забота с моей стороны- заблуждение или безрассудство».
Нарисованная Пушкиным - «…красавица полька из образованной и знатной семьи. Получившая блестящее воспитание, воспетая Адамом Мицкевичем, безумно в неё влюблённым, и Пушкиным, который был ей обязан «опьянением любви, самой конвульсивной и самой мучительной», она, Каролина Собаньская, состояла любовницей и ПОЛИТИЧЕСКИМ АГЕНТОМ начальника Южных военных поселений генерала И.О. Витта (грязной личности во всех отношениях)… «Он по собственной инициативе шпионил за А.Н. и Н.Н. Раевскими, М.Ф. Орловым, В.Л. Давыдовым и в решительную минуту их всех продал». (Ю.М. Лотман).
Именно здесь, в Одессе, «открылось сердце Пушкина большой любви…подлинно высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство…» , как пишет Г. Макогоненко во вступительной статье I-го тома собраний сочинений поэта в 1978 году. В черновиках I главы «Евгения Онегина» находим два автопортрета: один — совсем молодой облик, возможно, лицейский; другой — старый лысый человек, несомненно, вымышленный образ каких-то отдаленных лет. Эти размышления поэта о будущем и стремление увидеть там себя знакомы нам по его стихам. Эти раздумья не раз запечатлены и в его зарисовках.

 
 
 
 
На одном листе два портрета, один над другим. Пушкин вернулся из ссылки. Рисунки эти найдены в альбоме сестёр Ушаковых, с которыми после ссылки в Михайловском А.С. Пушкин, перед Болдинской осенью, проводил время в Москве.
Первый портрет - юный Пушкин: облик не омрачён, на жизнь он смотрит без озабоченности…
На втором рисунке юношеское выражение исчезло: черты слегка заострились, взгляд приобрёл настороженность, твёрже подбородок, появилась складочка у губ: «Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», писала Татьяна Григорьевна Цявловская. Сколько тяжёлых минут испытал поэт с 1825 года!
 
 
 
 
 
 
В 6-ой строфе II – ой главы, где слова: «в свою деревню в ту же пору / помещик новый прискакал», нарисован Пушкиным в предполагаемом изображении Владимира Ленского Василий Туманский.
Пушкин с ним познакомиться мог в Одессе, где Василий служил, «…давал ему читать «Бахчисарайский фонтан», знакомил с записями молдавских преданий. …Туманского Василия рекомендовали в тайное общество декабристов, как человека «горячих чувств и пылкого ума», и он был единомышленником Бестужева, Рылеева, Кюхельбекера» (В. Молчанов). Василий Туманский ( 1800 – 1860 ) – поэт, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, приговорен к 20-летней каторге. В 1829 г. он переведен рядовым на Кавказ, где был убит при занятии мыса Адлер. Это Василий Туманский через месяц после казни декабристов «тайно распространял их предсмертные письма» (В. Молчанов). Туманский очень ценил А.С. Пушкина, признавал в нём человека, которому «…на Руси предназначено играть роль Вольтера (разумеется, в отношении к истинному просвещению)». В 1826 году «Пушкин намеревался объединить вокруг «Московского вестника» все лучшие силы русской литературы, уцелевшие от декабрьского разгрома. Он привлёк к сотрудничеству в журнале В.И. Туманского и писал, что его стихи «отличаются гармонией, точностью слога и обличают решительный талант». (М. Ерёмин. «Пушкин – публицист». 1963).
Конечно, есть подтверждения: «…кудри чёрные до плеч», «округлые черты юношеского лица, в котором не видно никакой проницательности, никакого жизненного опыта» (Н. Петропавловская), но, по некоторым исследованиям пушкинистов, в частности Т.Г. Цявловской, можно предположить, что Пушкиным изображён именно Василий Иванович Туманский. О Туманском-поэте, написавшем стихотворение «Одесса», есть строчки в отрывках «Путешествий Онегина» («…Я жил тогда в Одессе…Одессу звучными стихами /Наш друг Туманский описал/ …Очаровательным пером сады одесские прославил..»).
«Евгений Онегин» с его лирическими отступлениями, раздумьями о себе, свободно уводящими поэта от плавного течения романа, давал простор Пушкину-графику.
 
 
 
 
 
 
 

 
 А. С. Пушкин. Автопортрет на рукописи «Евгения Онегина» (1823г.).
 

Категория: Электронная версия | Добавил: newkarfagen
Просмотров: 12338 | Загрузок: 7225 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright MyCorp © 2017