Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика





Четверг, 15.11.2018, 03:50
| RSS
Главная
Владимир Троян


 
РЕФЛЕКС И Я


Что за прелесть поездка в трамвае!
Это так экономит деньги
.


ПЕРВАЯ ВОЛНА

Спросите себя самого, когда едете в трамвае:
- О чём ты думаешь?
Даже если возможность такого вопроса для нас не приемлема, то как же обстоит дело с ответом? Давно ли вы обращались к себе как к другому, в попытке отчуждения своего мыслящего "Я" от течки бытия?
- Да я постоянно так делаю.
- Как? Бы не так.
Посмотреть на себя со стороны, использовать глаза другого человека, спросить себя и пр. - это же просто; способ ощутить себя как особенное, отдельное, индивидуальное и. всё. Авторитет И.Г. Фихте нашёптывает:
- Помысли стену.
- ....
- Помысли то, что мыслит стену!..
Ан нет, не то чтобы очень просто. Так ведь ещё помыслить, а не почувствовать (увидеть и спросить). Похоже, в дилемме "чувствовать/мыслить" кроется куда более глубокая пропасть, чем кажется на первый взгляд.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Самый известный и широко используемый способ узнать глубину темнеющей под нами пропасти - бросить туда нечто сродни булыжнику. Время, отделяющее момент броска от слабого звука падения, непременно указывает на глубину бездны.

ВЫВОД
 
А на ширину - нет. А выступы? А скалистое дно - рельефная поверхность? А скорость падения, зависящая от веса? А скорость звука?.. "Пропасть" - от слова "пропасть".

***
Попытка рефлексии всегда должна при- вести либо к отысканию смыслов, либо к определению символических уровней объекта. При этом сам процесс рефлексии подобен "зыбучему песку", и чем более мы деятельны, тем более быстро и глубже мы погружаемся, фактически порывая связь с атмосферой. Отчуждение от самого себя есть "экзистенциальный нарыв", который проходит через стадии: отход от реальности (доступ к воздуху), созидание (открытие) иной, внутренней реальности (деятельная смерть в песке) и возвращение к реальности в новом мировоззренческом качестве (в противном случае - сумасшедший дом, как собор безумных гениев и самобытных болезненного вида людей).

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Посмотрим на пропасть сверху вниз. Теперь нас интересует вершина, а не то откуда она произрастает. Ежели покатить с хорошей пологой скалы булыжник, то при позитивном исходе не миновать солидного обвала. Впрочем, гуманнее бросить снежок с заснеженной вершины (гуманнее для уха). *** Вернёмся. Поездка в трамвае может привести к осознанию техногенной современной урбанизированной жизни . едущего человека через осознание своего собственного мировоззрения. Я. Сидение говорит мне о цивилизации, обладающей определённым уровнем технического развития. Забота об удобстве значительно отстоит от заботы о необходимом и полезном. Далее мысль растекается широкой рекой Днепр, на которую нечаянно зале- тает днём старая сова Г.В.Ф. Гегеля.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Помыслим себя из источника следствием. Человек бросающий, в определённом смысле есть то, что он бросает: а) осколки на дне пропасти; б) обвал и место схода снежных лавин.

***
Понятие муниципального общественного транспорта включает в себя идею транспорта вообще (для чего нужен трамвай?), идею механизма (как трамвай возможен?), идею скорости (включена в понятие транспорта) и лошадиных сил (указание на историю технического прогресса, включена в идею механизма), изобретение колеса, гончарного круга, открытие материалов, требующих не только об- работки, но и переработки. Мало. В трамвае находим структуру социальных отношений, извечное балансирование ролей и статусов, уровень социальных отношений, строй, экономические системы, внешнюю и внутреннюю политику, конкуренцию, импорт и экспорт. Потребитель-производитель-защитник-надзиратель-руководитель-.
Мало. Степень комфорта. Отсутствие или нерабочее состояние "не роскоши, а средства передвижения". Наполняемость вагона. Социальные и политические конфликты, продиктованные разделением на архетипы, гороскопные циклы и неблагоприятные дни. Место надо уступать старым, немощным, инвалидам и по состоянию (степени) беременности. Мало. Проявления характера. Работа кондуктора, школьного учителя, зубного техника. Заинтересованность, безразличие, безысходная усталость, изредка - интеллигентность, агрессия. Мало. Мирное время, война, кризис, временное затишье, стабильность. Мало. (Сколько же смысловых пластов нам даст только этимологический анализ использованных слов)? Мало.

"ЧУВСТВЕННЫЙ" ЭКСПЕРИМЕНТ

Пустыня. Плюньте в колодец, предварительно не напившись. Вывод: Хочется пить!!!

***
Сразу много.
- Где ваше воспитание?
- А ваше? Нравственность, мораль, этика, эстетика, логика, диалектика, философия.
- Вы что, Спиноза?
Вечные ценности, религия, вера. Мухаммед, Христос, Будда, ., Заратустра. Много. Интересы молодых, Ницше, Бердяев, Хайдеггер. Продвинутая молодёжь. Наркотики, секс, СПИД. Много. Hleba i zrelisch. Dengi ne pahnut.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС:

"Уровень образованности". Почему Сократ не выходил за стены Афин?
Варианты ответа: 1. Не хотел. 2. Не мог. 3. Не знал (где выход). 4. Своего варианта нет.

***
Всякий смысл тем и отличается от мотива, задачи и цели, что он сосуществует нам. Он не изобретается, не вкладывается и не исчезает. Он находится, прозревается и подлинно существует. Погружение в сферу смысла подобно науке пловца. В эволюционном смысле научиться плавать нельзя, ибо умеем и так; равно как и разучиться. В воде легче, это заметил ещё Архимед (?!)...
Рефлексия как путь человека в себе, есть открытие понятия "культура" как такового, ибо на этом месте читатель запнулся, в голове крутилось , но именно это и подходило для данного момента)... Отыскание смысла как простого, единого, целого неизбежно приведёт к разоблачению целого ряда цивилизационных привычек. Неизбежно становится уловим диссонанс понятий "культура" и "цивилизация". Становится ясно, что рефлексия - способ личностного роста, и не только интеллектуального. Ибо математическая формула извлечения квадратного корня из культуры - не только количественная потеря в цивилизации, но и качественная: целое яблоко не состоит только из двух половинок, оно целое падает на главу Исаака Ньютона.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Миф об Андрогинах. Представьте, что будет, если Зевс раз- делит человека в его нынешнем состоянии ещё на две половины.

***
Научно-технический прогресс есть, по большей части, регресс духовный. Массовость (доступность) и возможность дурно и бесконечно выбирать жизненную позицию - не есть ли подлинное покрывало Майи на главе среднестатистического потребителя (средне - значит 97-98 % от общего числа потребите- лей. Справка: 2-3% объёма мозга задействованы у нормального человека)? Вопрос даже не в интеграции личностного начала, как раз это яснее ясного, проблема - в потере индивидуальности, что даже для подлинно природного невозможно ни в какой степени.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Возьмём ПК, одну из последних моделей. При наличии телефона, подключим модем. Да здравствуют жёлтые страницы Интернета!

***
Культурологическая попытка философов - создание Идеального Государства, пусть и Утопии (место-которого-нет) - возвращается к нам бумерангом цивилизации в понятии "виртуальный мир". Потребление поднимается по цивилизационной лестнице, ведущей вниз, к понятию смысла. Всё более и более мы находим и действуем согласно. Внешне теряется существенная разница определений. Ведь смысл - это индивидуально-личностный подвиг, находящийся в сфере надиндивидуального, а "виртуальный мир" - шаг к интеграции сферы неиндивидуального.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Найдите ошибку в умозаключении: 1-я посылка: Все люди смертны. 2-я посылка: Сократ как Человек - бессмертен. Вывод: Сократ - нелюдь.

ВТОРАЯ ВОЛНА

Всякая поездка в трамвае ведёт к определённым следствиям, одновременно являясь следствием предыдущих поездок. Попытка представить цельную картину анализа рефлексии не единообразна. Мозаичная структура "первой волны" подразумевает формирование прежде всего пространственного континуума. Пределом изложенного представления выступает именно специфика, характерная для сознания автора, однако опущенные и упущенные детали легко могут быть проявлены добрым читателем. Возможность же "первой волны" заключается в способности каждого человека отчуждаться индивидуально от личностного, обретая, таким образом, сверхиндивидуальные аспекты, носящие непременно индивидуальный характер. Попытка представить цельную картину анализа отчуждения, во-первых , основана на ретроспективе символов анализа, во-вторых, на включённости личностного восприятия. Оба положения наводят на мысль о необходимости характеризовать цельную картину в темпоральном континууме, выключая ретроспективный анализ, точнее: стирание грани к настоящему от прошлого, ибо анализ, в отличие от изложения (Мысль-Слово), вневременен. Осознание личностного восприятия составит "третью волну".

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Подбросим булыжник вверх. Вывод: классическая механика И. Ньютона является частным случаем теории относительности А. Эйнштейна.

***
Темпоральный континуум подразумевает, скорее, трагическую деталь цельного анализа рефлексии. Осознание временного промежутка, отделяющего одну трамвайную остановку от другой, ведёт к мысли о быстротечности времени, если не к фатализму, неизбежности смерти. Такая мысль явно отличается от "элемента катастрофы" в "первой волне", т.к. она не находится в спектре возможного и прошлого, она подчинена необходимости, неизбежности и, как следствие, на порядок выше внешне схожих элементов "первой волны". Статистика (сиречь - социология) зарезервировала большинство областей проявления нашей жизни. Интересующий нас вопрос то- нет в фактах и цифрах: совокупная доля сна в человеческой жизни, необходимое время на еду и исполнение естественных нужд, учёба, семья, друзья и т.п.. Сумма необходимых от- правлений, выраженная в годах, подавляет. - Но человек же не может. - Не хочет. - . и не может! Впрочем, это не наша сфера интересов.

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Возьмём булыжник, медленно и бережно поднесём его к груди и, ничтоже сумняшеся, разожмём пальцы. Вывод: больно ноге.

***
Априорное чувство времени, безусловно, разнится от (приближённо) неизменного обращения Земли вокруг Солнца и самой своей оси. Время "пролетает", "тянется", "ползёт", "бежит". Рефлексия над таким положением вещей весьма и весьма конструктивна. Априорное чувство времени неоспоримо свидетельствует о внутреннем мире человека. Проживание моментов времени внутри, вернее, их количество и качество, созидают человека. Такова характеристика творчества как свидетельства внутренней жизни человека. Такова и характеристика увлечённости компьютером как свидетельство замирания внутренней жизни или её простого функционирования. Схема приведённых феноменов проста: или изнутри - вовне, или извне - вовнутрь. Деятельность налицо везде, но. различаются её виды, а ведь это забота "первой волны". 106 Нас, как и прежде, интересует темпоральный аспект.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 
Представьте или вспомните, что чувствует человек перед неизбежностью, как то: падение булыжника на голову или ногу.
 
***
Встав перед проблемой осмысления разницы априорного и физического времени, мы вдруг понимаем их зависимость первого от второго. Я бы и не знал, сколько внешнего времени прошло с того момента, как я сел редактировать эту статью, но закат, рассвет, сопряжённые им социальные явления, часы - эта вечно тикающая темпоральная бомба, дамоклов меч. Сопоставление, подгонка внутреннего времени под внешнее возвращает меня, всё ставит на свои места ("первая волна"). Направленность различных медитативных форм, концентраций выявляет определённые мысли о ценности априорного времени, но. нам сейчас недосуг. Осмысление ноумена априорного времени возможно через. интуицию и экзальтации душевного и духовного чувства. Первое имеет причиной трансцендетальное, второе - трансцедентное. Открываются необозримые горизонты дискуссий на тему "Миг и вечность".

ТЕМПОРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Выберите из множества неизвестного одно: влюбитесь, поверьте в Бога, войдите в Нирвану. *** Миллиарды лет рождений и последующих смертей, проезд в трамвае людей различных возрастов, доносящаяся эхом похоронная музыка - всё это даёт нам знание неизбежности смерти, но не уверенность в ней. Априорное чувство времени, заметили (!), отрицает, не может примериться с необходимостью смерти. В данном случае воля к жизни и есть самая жизнь. Жизнь, не помнящая своего рождения и не уверенная в смерти!

РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Средняя продолжительность жизни в современом обществе составляет .0 - .5 лет; изменяются показатели при определённых природных и климатических условиях.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Ощущение себя как особенного отличается от осознания или понимания себя. Парадокс заключается в том, что себя как особенное, отдельное, неповторимое мы ощущаем, а именно это чувство и то, что за ним стоит, является всеобщим. Вот вам и философия. Если прибавить к этому, как в "первой волне", стремление стереть грани индивидуального, то получается интересная картина. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС Кто вы? Варианты ответа: 1. Я - это Я. 2. Я - это то, что не является не- Я. 3. Я - это ты, а ты - это я, и Ничего Не Нужно Нам. 4. А в чём, собственно, дело? То, что я нахожусь в трамвайном вагоне, делает меня пассажиром, как и всех прочих, проезжающих вместе со мной. В то же время (?) я ощущаю себя особенным пассажиром, даже в том случае, когда все другие едут туда же, с той же целью, что и я. Исследуемое ощущение выступает и как необходимый элемент культуры (экзистенциальный нарыв), и как ракушка цивилизации. Приготовьтесь, сейчас будет вульгаризирована логика диалога Платона "Парменид". Ощущение особенности "Я" скрывает в себе неизмеримый потенциал, но его безмерность безмерно притягательна для цивилизации. Формально усиливая обособленность "Я"я, цивилизация сообщает ему общепринятые стандарты, получая бразды правления безграничной силы. В то время как отказ (рефлексия/творчество) от ощущения особенности "Я" при- водит к пониманию этой отдельности уже не только индивидуально, но и личностно. Хотя формально, при осознании, грани особости становятся прозрачными, вмещая в себя новый содержательный уровень "Я"...

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
 Почувствуйте себя Гераклом, который в погоне за яблоками, что посочнее, удерживает ношу Атланта.

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛНА

Общепринятое положение о необходимости вразумительных выводов заставляет образумиться читателя. Однако, таковая необходимость автором не ощущается, хотя и понимается. И всё же, в чём содержание последней, наконец, волны?

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Вставьте поцарапанный диск в CD-ROM.
 
***
Завершаем падение авторской мысли. Упомянутый нами прежде И.Г. Фихте призывал мыслить стену и т.д., попытаемся. Осознание безысходной рефлексии дано в подъёме "первой волны". Само esse, структурно, достаточно банально. "Первая волна" содержит две части: 1. Основной текст. 2. Серия экспериментов. Эксперименты как иллюстрируют текст, так и создают свою сюжетную линию, которая, в свою очередь, демонстрирует процесс. . Содержательно "волны" наращивают уровень анализа поездки в трамвае некого "Я"; структурно "первая волна" распадается на последующие три по линии экспериментов. Последние выполняют роль как нового экспериментального уровня, так и расцвечивают. процесс. Уровень образованности автора просвечивается в контексте всего esse, как и включённость в цивилизацию. Употребляемые термины применены либо в контексте определённого философского течения, либо определены в месте их употребления. Первая часть "волны" упрощена, точнее - заострена до минимума производя требуемое впечатление. Остальные "волны" претендуют на связный текст, согласно возможностям автора, исходя из специфики русского языка как иностранного. Многослойность определения понятия "культура" состоит, кроме означенного, в контексте. Анализ анализа призван.
 
ТВОРЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Вооружитесь справочной литературой и обличите автора.
Результат: самообразование.

Краснодар 1999 г.




Copyright MyCorp © 2018